Человек описан в биологии достаточно внятно.
Наши психологические свойства следуют из биологических: привязанность, умение создавать отношения, помогать друг другу. И постепенно переходят в социальные:
- мы стремимся к положительной оценке той части общества, которую считаем своей;
- у нас развиты язык, письменность и другие элементы культуры.
К социальным свойствам относятся, например, право и мораль, которые также отличают человека. В частности, это стремление соблюдать правила. Например, группа подростков придумывает некий ритуал, как здороваться друг с другом. Так появляется разграничение «свой – чужой». Если ты знаешь правила – ты свой.
Удовольствие быть своим в какой-то структуре связано с тем, что для индивида важно выделить «свою группу» внутри большого сообщества. Стремление, умение и желание выполнять некие правила, которые причисляют человека к такой группе, – основа того, на чём базируется право. На этих аспектах построен закон.
Право и правила навязаны обществом каждому человеку. Но их бы не существовало, если бы в каждом из нас не было заложено стремление их выполнять. Конечно, если есть правила, то возникает и желание иногда их нарушить. Но и это говорит о том, что человек сознаёт наличие правил.
Другим элементом, заложенным в человеке, является мораль. Её устойчивость обусловлена отношением к близким. То есть у морали есть биологическая основа. У млекопитающих дети растут очень медленно. И если бы люди не обладали способностью жалеть, любить, сострадать, умением понимать, то наш вид был бы обречён. Но раз жалость, милость, сострадание обязательны от природы, то они имеют свойство отделяться и автономизироваться. Тогда их можно применить и к другому объекту – не только к своему ребёнку.
Более того, способность к состраданию и пониманию другого имеет физиологическую основу. Есть два вида обезьян: шимпанзе и бонобо. Бонобо (см. рис. 2) более мягкие и менее воинственные. У этих бонобо есть физиологическое отличие от шимпанзе. Оно заложено в мозге и отвечает за возможность сострадать.