Человек
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
Как и многие другие животные, физически человек может выжить и вне общества. Но это будет существо без языка, не знающее норм поведения. Всё, что составляет нас как личность, мы воспринимаем от общества. Книги, театр, музыка... Всё это создано другими людьми. И для каждого из нас важна позиция в том кругу, который так или иначе мы выбираем. Человек - общественное животное.

1. Человек

Человека образованного и культурного отличает умение не говорить о себе. Поэтому определение человека, данное человеком же, относительно. Все присутствующие в нём эпитеты – речь, сознание, многие другие отличия – нами же и придуманы.

Речь как умение общаться при помощи неких знаков и звуков присутствует и у животных. Сознание, которым мы наделяем себя, – это понятие, не имеющее абсолютного определения. То есть это тот случай, когда мы занимаемся тем, что удалось пока только одному, да и то сказочному, персонажу – вытягиванием себя за волосы из болота.

2. Три отличительных признака человека

Если представить себя космическими пришельцами и с их точки зрения попытаться выделить отличительные черты человека, то мы можем заметить следующее.

Во-первых, человек – единственный вид сущего на Земле, который приспособился жить во всех климатических зонах.

Во-вторых, что важнее, – это наше умение обмениваться продуктами. Целенаправленно что-то делать для обмена не способно ни одно животное.

Третье важное отличие – это то, что мы делаем много «бесполезных» вещей. Они могут стать полезны обществу через большой промежуток времени. И не каждому индивиду ясно, какую пользу содеянное может нести в перспективе. Человек создаёт архитектурные сооружения, храмы, предметы культуры, которые в плане сиюминутного выживания – бесполезная вещь. Что-то смогут оценить лишь потомки. Но мы создаём культуру, которая объединяет большое количество людей и позволяет им жить вместе, а значит, делает возможным более узкое разделение труда. Это обеспечивает эффективность производства. То есть культура даже в этом чисто прикладном смысле полезна. Хотя, конечно же, такое ограниченное её понимание неправильно. Культура – это то, кем мы являемся. А экономика – то, что мы имеем.

Человек не может жить вне общества. Детей, воспитанных вне его, даже сложно назвать людьми (см. рис. 1). Хотя биологически и, возможно, психологически они люди. Но в социальном плане – нет. У них отсутствует человеческая речь и элементы культуры. То есть с натяжкой можно сказать, что человек – животное общественное.
Рис. 1. Кадр из м/ф «Маугли» (реж. Р.Давыдов)

3. О биологии, психологии и социологии человека (4:39)

Человек описан в биологии достаточно внятно.

Наши психологические свойства следуют из биологических: привязанность, умение создавать отношения, помогать друг другу. И постепенно переходят в социальные:
  • мы стремимся к положительной оценке той части общества, которую считаем своей;
  • у нас развиты язык, письменность и другие элементы культуры.

К социальным свойствам относятся, например, право и мораль, которые также отличают человека. В частности, это стремление соблюдать правила. Например, группа подростков придумывает некий ритуал, как здороваться друг с другом. Так появляется разграничение «свой – чужой». Если ты знаешь правила – ты свой.

Удовольствие быть своим в какой-то структуре связано с тем, что для индивида важно выделить «свою группу» внутри большого сообщества. Стремление, умение и желание выполнять некие правила, которые причисляют человека к такой группе, – основа того, на чём базируется право. На этих аспектах построен закон.

Право и правила навязаны обществом каждому человеку. Но их бы не существовало, если бы в каждом из нас не было заложено стремление их выполнять. Конечно, если есть правила, то возникает и желание иногда их нарушить. Но и это говорит о том, что человек сознаёт наличие правил.

Другим элементом, заложенным в человеке, является мораль. Её устойчивость обусловлена отношением к близким. То есть у морали есть биологическая основа. У млекопитающих дети растут очень медленно. И если бы люди не обладали способностью жалеть, любить, сострадать, умением понимать, то наш вид был бы обречён. Но раз жалость, милость, сострадание обязательны от природы, то они имеют свойство отделяться и автономизироваться. Тогда их можно применить и к другому объекту – не только к своему ребёнку.

Более того, способность к состраданию и пониманию другого имеет физиологическую основу. Есть два вида обезьян: шимпанзе и бонобо. Бонобо (см. рис. 2) более мягкие и менее воинственные. У этих бонобо есть физиологическое отличие от шимпанзе. Оно заложено в мозге и отвечает за возможность сострадать.
Рис. 2. Бонобо
Таким образом, потенциал морали и права – то, на чём держится общество, – имеет биологическую и психологическую основу.

Поведение человека тоже можно разделить на две части:

- одна часть направлена на выгоду индивида и удовлетворение личных потребностей: есть, пить, спать и т. д.;

- другая часть направлена на выгоду общества: любовь к ближнему, проявление сострадания, внимания, то есть удовлетворение социальных потребностей.

Есть правила морали, незаметно привитые нам в детстве. Если рядом человек падает – я его поддержу. А если это на другой стороне улицы происходит – побегу ли я туда? Эти движения души – то, что общество оценивает положительно, – существуют практически в каждом. Поэтому во время войны люди уходят добровольцами на фронт (см. рис.3). Многие помогают кому-либо. Филантропия – это то, что развито в обществе. Казалось бы, это самому индивиду и не нужно. Но в нашем поведении есть взаимосвязанные части: общественно обусловленное и индивидуальное. Можно сказать, что человек часто делает то, что выгодно ему, и использует для этого общество. При этом он видит выгоду в оценке себя обществом и тем самым работает на него.
Рис. 3. Дежурный военкомата Москвы принимает заявления об отправке на фронт. Фото: А. Устинов

4. Человек и общество (13:17)

Отношения человека с окружающим миром можно разделить на пять уровней.

1. Внутреннее «я» и отношение к своей жизни. Как моя рациональная часть справляется с эмоциями? Как я рассматриваю жизнь – как ресурс для того, чтобы что-то сделать, или для получения наслаждения? Эгоизм и альтруизм есть в любом человеке. И в каждом присутствует внутренний диалог с собой. Это нормально.

2. Отношение к близким: любовь, дружба, желание. Относится больше к эмоциональной сфере.

3. Я и коллектив. Самореализация в команде. Человек может делать очень хорошо что-либо достаточно узкое, нужное внутри определённого направления. Команда обеспечивает конвейер и участие в полезном и важном деле. Человек лучше всего реализует себя в профессии. Профессия – это инструмент, благодаря которому выражается внутренняя индивидуальность.

4. Я и моя страна. Отношение к родине важно для самоидентификации. Кто я? В каждом человеке есть потребность выражения высоких чувств и их проявления в действии. Я – Родина.

5. Понимание себя частью человечества. Это самое молодое чувство, потому что и само человечество как понятие молодо. Оно бывает слабо выражено, и, возможно, в том числе из-за этого возникают проблемы в политике. Чувство вырастает постепенно, может быть, с опозданием. Человечество политически и экономически становится единой структурой, но в осознании этого отстаёт. Но в перспективе оно вырастет неизбежно, потому что зачатки этого есть. Человек всегда ощущал себя частью рода, племени, нации.

5. Выводы

1. То, что можно сказать о человеке однозначно: человек тогда человек, когда он является частью общества. Все наши социальные функции и инструменты имеют биологическую и психологическую природу.

2. Человек определяет себя как существо разумное, обладающее сознанием. Но умнее ли мы тех видов живых существ, которые не причиняют природе столько вреда, сколько причиняем мы? Ни один из видов существ, которых мы называем неразумными, не доводил окружающий мир до возможности полного исчезновения. С этой точки зрения мы не сильно подпадаем под определение «разумные существа» в том виде, в котором мы его придумали…


Другие материалы