Каково же происхождение этих древних законов? До тех пор пока история, биология и зоопсихология не дали ответы на основные вопросы о возникновении и развитии всего живого на Земле, оно наделялось божественным происхождением. Огонь был доставлен Прометеем, да и полезные растения даны высшей силой.
Проведённые научные исследования показали, что законы морали и сама мораль имеют естественную основу в животном мире. У обезьян бонобо есть нормы поведения, которые можно описать терминами, приписываемыми исключительно человеку: жалость, сочувствие и дружеская поддержка. У млекопитающих наличие этих чувств – довольно частое явление, которое развивается вместе с эволюцией. Сочувствие, или, говоря иначе, эмпатия, нужно, чтобы помочь своему ребёнку, который растёт, меняется, но долго не способен быть самостоятельным во взрослом мире.
Как только возникает эмпатия, на её основе может возникнуть и мораль. Потому что если ты способен представить себя на месте того, кому доставили страдания, то сможешь пожалеть его и помочь. В сообществе обезьян зафиксированы случаи, когда совсем старым обезьянам, которые не могут ходить к водопою, молодые приносят воду во рту.
Развивая то, что носит естественный характер, государство фиксирует часть морали, переводя в законы универсальные для всех нормы. И если вернуться к первичным законам, например к библейским, и правильно их интерпретировать, то окажется, что они охватывают достаточно большую область человеческой деятельности: «Не ври, не укради, не причиняй вреда, не убий».
Но в десятой заповеди говорится: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». То есть подразумевается, что рабы – это норма. Понятно, что эти законы написаны для «своих». И это было действительно так – они были написаны для тех, кто подчиняется библейским заповедям. Иисус Навин уничтожает большое количество людей, и закон «не убий» к нему не относится. То есть в основе этой морали лежит понятие «свой/чужой». К кому-то они применялись, а к кому-то нет.