Что такое Родина?

1. Понятие родины (01:40)

Понятие «Родина» существовало не всегда и не возникло вместе с языком. Вначале были «род» и «племя» (см. рис. 1). Человек издавна понимал, что он принадлежит к роду. Отсюда берёт начало «кровная месть» как древнейший принцип, согласно которому совершивший убийство должен был умереть от руки члена семьи или рода убиенного, в порядке возмездия. Месть называлась кровной, потому что род отвечал за человека.
Рис. 1. Эскимосы (1894)

2. Кто я? (02:17)

Из-за деления на «свой – чужой» было очень важно знать, к чему ты принадлежишь и что такое «свой» для тебя. Если взять совсем давние времена, а именно с них и нужно начинать, то к «чужим» относились как к зверям. Человек из другого племени или олень, пробегающий мимо, ничем не отличались. И того, и другого можно было убить. Поэтому вопрос «кто я?» стоял очень остро. Из родов складывались племена и т. д.

В Европе принадлежность человека стала определяться городом, где он родился и вырос. Отголоски этого мы можем заметить в именах известных людей: Доменико Венециано – венецианский художник, Леонардо да Винчи – из городка Винчи близ Флоренции.

С разрастанием общности и созданием связей между городами на первое место выступила религия. Вся культура была религиозна. Религия объединяла и разъединяла. Христианские заповеди исходно предназначались для применения к «своим». Не убий своего, а чужих уничтожать разрешалось. Можете почитать в Библии:

3. теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.

(Первая книга Царств 15:3)

В начале девяностых годов прошлого века в Черногории каждому жителю задавали вопрос: «Вы православный?». Там шла война между православными и мусульманами, католиками и православными, и ответ: «Я атеист» был неправильным и бессмысленным. Потому что для них этот аспект был культурным: «Кто ты? К какой группе ты бы принадлежал, если бы был здесь с оружием в руках?».

И это только кажется пережитком, ведь действительно, если мы отбросим имя, фамилию и профессию, то что тогда человек про себя скажет? Очевидно, что на одном из первых мест будет: русский он или армянин, еврей или кто-то ещё. То есть про национальность будет сказано обязательно.

Так постепенно рождались понятия рода, племени, города, религии. И появился термин «нация». На́ция (от лат. natio – «племя, народ») – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Это группа людей, связанная кровными узами и территорией.

3. Что такое многонациональный народ России? (04:15)

Народ определяется единством языка и культуры. Это уже не кровь и земля (как было раньше), а переход к новому пониманию, возникшему сравнительно недавно.

Религия по-своему определяла эту общность. В Армении на рынке можно увидеть совершенно русских на вид женщин. Но на вопрос о групповой принадлежности они ответят: «Нет, мы не русские, мы молокане».

Молоканебольшая ветвь христианства. Приверженцы отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии: признают поклонение богу только «в духе и истине» (Иоанн. 4: 23). Они:
- не признают видимых икон и креста;
- не признают почитания святых;
- отрицают необходимость священнической иерархии, клира;
- не совершают крестного знамения.

Когда-то из-за гонений молокане посчитали, что в Армении и в Турции они станут более свободными в религиозных помыслах. Понятие народной общности тогда ещё не стало общепринятым, и религия была более важным отличием. По их мнению, если ты молоканин, то ты уже не православный. Здесь перепутались религия и народность.

На территории Франции живут французы. Но французский народ образовался из очень многих наций. Там проживали провансальцы, бретонцы и многие другие. Постепенно они все объединились.

То же самое с русскими. В европейской части России люди считали себя различными нациями и воевали друг с другом. Признаком принадлежности было княжество, к которому они относились. Князь являлся вождём. И если таковые дрались, то жители княжества, естественно, воевали каждый за своего князя. Такая формула была везде – в Скандинавии и других местах. Воин воюет за вождя, а вождь – за цель сообщества и славу. Однако различия постепенно нивелировались, перерастая в более общее понятие «народ». А чувство общности с народом трансформировалось в чувство Родины. Народэто единая общность тех, кто обладает едиными языком и культурой.

Хотя язык и культура не совсем четкие понятия. Русский язык ещё недавно имел различные ветви. Северные народы говорили немного не так, как южные. И всё-таки это была общность, которая проявлялась единением в тяжёлые времена – во время войн или катастроф. Способность народа объединяться перед лицом опасности определяет силу этого народа.

4. Малые народы исчезают? (08:37)

Об этом можно сожалеть, а можно принять как данность. Исчезают малые народы и малые сёла. Причину четко нельзя сформулировать, но сущность явления понять можно. Малый народ остаётся народом, пока он обеспечивает развитие своей культуры сообразно времени. Сообразно тому, что требуют окружающие народы.

Возьмем, например, литературу. Если читателей мало и просто людей мало, то и талантливых писателей будет немного – мала вероятность их возникновения. Ведь именно читатель делает литературу. Поэтому в силу естественных причин малые народы часто растворяются, внося свою лепту в какую-то большую общность.

Русская культура – это огромное море, в которое влились и продолжают вливаться много-много рек. Если вы посмотрите происхождение тех, кто определяет литературу, то совсем не обязательно там будут люди с именно русскими этническими корнями. Но все вместе они создают и дополняют нашу культуру.

5. Чувство родины (10:10)

Есть естественные, то есть натуральные чувства для нас. И есть натуральная шкала ценностей. В ней жизнь стоит выше всего, что есть у человека. У животных, по сути, она такая же. Но для многих людей есть что-то ещё, что ценнее жизни. Аристократы наглядно это демонстрировали. Один человек вызывал другого на дуэль, потому что был оскорблён. Была задета его честь. Разве он спасал свою жизнь таким образом? Он мог этого не делать и тогда точно выжил бы – такие случаи тоже были. Но для многих честь выше жизни (см. рис. 2). Дуэль – яркое тому подтверждение.
Рис. 2. Адриан Волков «Последний Выстрел Пушкина» (1869)
Что же главное в любви к Родине? В чём ценность этого чувства? Как мы ощущаем эту общность? Особенно сильно это проявляется в экстремальных обстоятельствах, например во время войны. Исходя из того, что для человека есть нечто более ценное, чем собственная жизнь, мы можем понять героизм – герои жертвуют жизнью ради Родины. Почему бежали в атаку и кричали: «За Родину»? Тут, конечно, присутствует эмоциональный порыв. Но почему именно за Родину, а не за себя? Если бы за себя – то бежали бы в другую сторону…

Очень важно отличать чувства естественные. Их не нужно воспитывать. Например, зависть возникает сама. Или жадность. Оба этих чувства связаны с тем, что мы имеем. Точнее, один имеет – другой нет.

И есть чувства, которые воспитываются культурой постепенно. Человек может в течение жизни их развивать благодаря искусству, литературе и тем, кто его окружает. Он боится потерять достоинство. Но и у высших животных оно имеется – есть такой процесс унижения, когда старший самец унижает младших, показывая своё место. Так животное стремится проявить достоинство. Но человек смог из животных эмоций и чувств вырастить нечто большее. Свобода тоже воспитываемое чувство. Если с детства не давать свободы, то человек не узнает её. При этом свобода довольно физиологическое чувство. Потому что привязанное или придавленное какой-нибудь колодой в лесу животное рвётся на свободу. Культура выращивает из этого свободу личности и свободу понимания.

Любовь к Родине – это чувство, которое воспитывается постепенно. Но, как у жадности есть противоположное чувство – щедрость, так у ненависти есть любовь. И у любви к Родине может быть противоположное чувство. Всем приходилось сталкиваться с теми, кто говорит и действует так, что видно и близко любви к Родине нет. Но бывает ведь и так, что человек не любит и родителей и совсем не благодарен им. Причём такое отношение может быть даже частично заслуженным. Но нужно понимать, что всегда есть риск, что это противоположное чувство реализуется в предательстве. В предательстве бездействия, например. Когда ты не делаешь чего-то для своей страны из того, что мог бы…

Как может в мирной жизни предательство проявиться? Например, в желании прислониться к чему-либо или кому-либо сильному. Кажется, что на Родине всё складывается не так. Всё не нравится. Из этого может быть два вывода. Один: я здесь буду переделывать то, что не нравится; другой: да нет, я присоединюсь к другой общности, где, как мне кажется, всё лучше. Желание прислониться к сильному – остаточное с детства чувство. Есть родители, им можно пожаловаться и прислониться к сильному. К маме. К папе.

Возможно, что лозунг «Родина-мать» менее стимулирующий к отдаче, чем «Родина-дитя», которое мы все вместе воспитываем. Так уж сложилось: мы говорим «Родина-мать», и образ хорош, когда мы все вместе в окопах сидим и все мы братья, потому что мать у нас одна.

6. Что даёт человеку любовь к Родине? (16:05)

Жизнь подвержена случайностям, и с каждым может произойти что угодно. Страх смерти особенно сильно присутствует в молодости, потому что тогда ты чувствуешь себя отдельным и даже немного потерянным. Ты не знаешь, как жить в этом мире, и боишься признаться в этом даже себе. И ещё все рано или поздно умирают, так зачем жить?

Если тебе помогают окружающие, народ и его произведения, то постепенно возникающая любовь к Родине помогает чувствовать себя ее частью и быть счастливым независимо от случая. Если что-то случится с тобой, то останется то общее, к чему ты принадлежишь. Если думать об этом, чувствовать это, то это помогает.

Как двигаться к правильному отношению к Родине? Важно помнить, что есть моё, а что – общественное. Человек, выросший один, не имеет ни интеллекта, ни языка. Язык, вся культура, произведения, всё, благодаря чему мы становимся личностями – всё пришло от общества. Ощущение себя его частью даёт возможность творить и жить без сумасшедшего страха случая или смерти.

Какую аналогию можно провести с Родиной? В логистике есть понятие «хаб» – место, куда все съезжаются или откуда разъезжаются, куда все присылают посылки. Родина – это некий «хаб» в культурном смысле. Мы можем жить в совершенно разных местах, но составлять единое сообщество через неё. Это ярко проявляется во время войны, и это позволяет реализовывать большие проекты. Такие, как первый искусственный спутник Земли или Крымский мост. Это составляет страну в материальном смысле. Например, Транссибирская магистраль – самая протяжённая в мире, была создана одним народом и объединила его.

Любовь к Родине – это ощущение себя частью чего-то общего. Это сильное чувство, которое помогает нам и делает жизнь осмысленнее.

Также по теме: