Труд. От тяжёлого к творческому
Обществознание. Разбираемся вместе. Видео из серии «Уроки для родителей»
В XVII веке насчитывалось около 200 профессий, сегодня – уже более 20 000. Разделение труда увеличивает эффективность, но отделяет продукт труда от людей, которые его производят. Длинные технологические цепочки – невидимая, но важная часть человеческих отношений. Разрушение даже одного звена может привести к катастрофическим последствиям. Само понятие «труд» сегодня кардинально изменилось: всё больше людей занимаются не физическим и рутинным «менеджерским» трудом, а творческой деятельностью.

1. Развитие труда (0:15)

Достижения, которыми пользуется современное человечество, стали возможными благодаря разделению труда, существующему в больших коллективах. Ни один самый гениальный индивид не сумел бы за жизнь сделать столько интеллектуальных находок или продуктов, сколько ему доступно. Антропологами, археологами пошагово изучены все ступени развития человечества и доказано, что именно разделение труда способствовало прогрессу и открытиям.

В то же время оно приводит и к отделению труда и его продукта от человека. Многие работают над созданием того, что сами для себя не используют. Проектировщику подъёмных кранов сами краны в жизни не нужны, и этот продукт удалён от него. Специалист встроен в некую цепочку, которой может и не ощущать. Это влечёт психологические последствия не всегда позитивного плана.

Разделение, расщепление профессий происходит непрерывно. И если в XVII веке насчитывалось порядка 700 профессий, то сейчас их десятки тысяч. Каждый выполняет узкую функцию, являясь частью большого конвейера (см. рис. 1).
Рис.1. Ян ван дер Страт. «Мануфактура»
Если вы возьмёте обыкновенную шариковую ручку и задумаетесь, работники скольких профессий трудились над её изготовлением, то станет понятно, что она тоже результат работы большого конвейера. Конечно, в примере с ручкой работает конвейер не в прямом смысле (единый механизм), а в переносном, но принцип работы больших коллективов именно таков: всё общество объединяют длинные технологические цепочки.

2. Социальные катаклизмы и технологические ловушки (2:30)

Что происходит при социальных катаклизмах? В первую очередь разрушаются длинные технологические цепочки. Таким образом, любое изобретение, любая такая цепочка порождает своеобразную ловушку. Возьмём, к примеру, социальные сети. По сути это тоже полезное изобретение в информационной сфере: мы можем с легкостью общаться и дружить с единомышленниками, независимо от того, где они находятся территориально. При этом можно даже не знать соседа по лестничной площадке. Но если вдруг случится беда, то друг из социальной сети, в отличие от соседа, может просто физически не успеть прийти на помощь.

Или если завтра отключить электричество – это будет катастрофа. Хотя когда-то люди без него прекрасно обходились.

Каждая новая технология создаёт ловушку. Благодаря изобретению удобрений появилась возможность обеспечить питанием значительно большее количество людей. Если завтра удобрения исчезнут, то случится голод. Длинные технологические цепочки составляют невидимую, но очень важную часть общественных отношений.

Те, кто устраивают социальные катаклизмы, часто не видят или не могут правильно оценить их последствия. Им кажется: «Сделаем революцию, поменяем власть, и всем будет жить хорошо!». Но начинается гражданская война, которая несет тысячи смертей от голода. Те, кто задумывал революцию, вряд ли этого хотели.

3. Вневременное разделение труда (4:45)

Интересно, что разделение труда можно наблюдать не только в одном временном срезе. Многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились несколькими поколениями. И пирамиды, и Кёльнский собор, и Исаакиевский собор строили несколько поколений строителей. Даже если умирал автор проекта – заканчивали другие. Знаменитый храм в Барселоне, задуманный и начатый Гауди, строится до сих пор. И конечно же, в этом ряду примеров и освоение космоса, которое мы только начали. Это проект, который будет развиваться. Лишь наши потомки смогут увидеть, что с ним произойдёт.

То есть общество – это не только тот пласт людей, которые живут сегодня. Оно существует во времени. Есть жизнь общества – его рождение и развитие. Из поколения в поколение передаются знания и умения в различных видах деятельности и даже незаконченные проекты. И это можно назвать развитием труда. Всё рождается, развивается и гибнет. Можно ли говорить о том, что впереди смерть труда? Да, какой-то его части. Сейчас практически нет землекопов. Их труд, за редким исключением, заменили машины. То есть физическая часть деятельности человека отмирает.

2. Будущее за профессиями творческими (6:40)

Распределение количества людей, занятых разными видами работ, со временем всё больше смещается в сторону труда интеллектуального. И если построить такую ось координат, где с одной стороны будет находиться физический труд, связанный с использованием мускульной силы, с другой интеллектуальный – учёные, писатели и прочие творцы, а посередине разместить смешанный или рутинный интеллектуальный труд, коим является, например, работа менеджера или секретаря, то можно увидеть движение волны в сторону интеллектуального труда. Машины и компьютеры помогают избавить человека от физического труда и рутины (см. рис. 2).
Рис.2. От тяжёлого труда к творческому
И в этом процессе очень важной темой является психология труда. Когда Том Сойер получил задание красить забор, ему этого делать не хотелось. Превратив покраску в награду, он привлёк к работе своих друзей, которые покрасили забор за него. Пример наглядно показывает возможности пропаганды.

Притча о строительстве храма повествует, как два человека несут камни. Когда более утомленного спрашивают, что же он занят, тот отвечает, что несёт камень. Его значительно более жизнерадостный товарищ, отвечая на этот же вопрос, заявляет: «А я строю храм!». И он действительно строит храм и увлечён процессом.

Одному труд сам по себе приносит радость и удовлетворение. Другой способен радоваться лишь результату. Ему нужны душевные усилия, чтобы этого результата дождаться. Труд творческий отличается именно увлечением процессом, и творцам свойственно это умение увлекаться.

Задача школьного воспитания – провести связь между увлечением ребёнка и его будущей профессией. Нужно поймать увлечение и развивать его в правильном направлении, потому что любое увлечение ведёт к занятию творческим трудом. А именно за ним будущее.

Другие материалы