Если он не погибнет в Первой мировой, то пойдет на фронт Второй мировой все с той же целью – доказать, что есть единственно верная логика жизни и она неумолима, и Запад ее понял и должен наказать тех, кто еще в этом не убежден. Как часто и сейчас из уст западных политиков, выпускников реформатских школ, слышны именно эти слова – «Россию нужно наказать», «ей будет больно». Они – жертвы «черной педагогики», задача которой воспитать послушность. Эта «послушность состоит в том, что дети:
- охотно делают то, что им приказано;
- охотно не делают того, что им запрещено;
- бывают довольны распоряжениями, которые делаются по отношению к ним»
(из книги немецкого психиатра
Кристиане Бассиюне «Воспитание народоубийц» о психологических корнях фашизма). Если я сам был послушным, то, конечно, мне захочется наказать всех, кто посмел вести себя свободно.
Психологи выделили потребность в завершенности как независимый параметр личности и даже научились сравнивать по нему представителей разных культур. На этой шкале средние американец и китаец расположены вблизи разных полюсов (см.
«Психология культуры» Луиджи Анолли). Потребность в завершенности стимулирует к додумыванию, обоснованию гипотезы, но она же может помешать услышать другую точку зрения, если та противоречит неким уже принятым базовым аксиомам.
Платон хотел сжечь книги материалиста
Демокрита. Известно высказывание
Гегеля: «Если факт противоречит моей теории, тем хуже для факта». Самые продвинутые физики иногда трудно принимали вероятностную модель микромира – «господь не играет в кости», воскликнул
Эйнштейн. Если так обстоят дела в философии и физике, что уж говорить о спорах идеологических и религиозных.